Рост региональной рекламы в прессе по итогам 2011 года в семи крупных городах (Волгоград, Екатеринбург, Нижний Новгород, Омск, Ростов, Самара и Челябинск) составил свыше 5%. Однако, кажущийся на первый взгляд оптимистическим рост рекламных доходов, не свидетельствует о положительной динамике в региональной прессе.
Итоги года
Анализ тенденций за два года 2010-2011 гг. показал, что рынок колеблется вокруг своего тренда, что, с одной стороны говорит, о некоторой стабильности, но, с другой стороны, свидетельствует о нехватке резервов для большего рывка. Это приводит, в свою очередь, к неустойчивой положительной динамике роста рекламных доходов. Как видно на рисунке доходность от рекламы в прессе в течение года наблюдала как свои подъемы, так и спады. Наиболее тревожным моментом можно обозначить декабрь прошлого года, который упал ниже значения декабря 2010 г на 4.6%. Наиболее благоприятными периодами прошлого года можно назвать лишь весну (март, апрель) и осень (октябрь, ноябрь). Первый период связан с некоторым оживлением рекламодателей после выхода из затяжного кризиса, второй период имеет в большей степени политическую подоплеку - предвыборная риторика в прессе.
Итоги 4 квартала
Ситуация в прессе в разрезе городов складывалась по-разному. Наибольшее сокращение рекламных выходов произошло в Омске на 10,5%. В Ростове же напротив, оказался рекордный прирост рекламы до 21%. Однако такой значительный прирост не сказался на собираемости доходов и составил всего 6% без учета медиа - инфляции. Практически не изменилось количество выходов в Екатеринбурге, тогда как рост бюджета составил 8%. В Нижнем Новгороде наблюдается пропорция 1×1, прирост рекламных выходов чуть более 8% повлек за собой собираемость доходов от рекламной деятельности до уровня 8,6%.
Если ситуация в большинстве городов выглядит логично, прирост рекламных выходов влечет за собой прирост бюджета, то Волгоград выбивается из этой стройной логики. Чем же объясняется рост бюджета практически в 10%, тогда как сокращение выходов упало на 6%? Объясняется это очень просто, в конце года крупные издательские дома повысили прайсы на публикацию рекламы в прессе, поэтому и прирост без учета инфляции выглядит впечатляющим на фоне сокращения рекламы.
Показатели бюджета и рекламных выходов в среднем за 4 квартал 2011 года
в процентах к предыдущему году аналогичного периода в разрезе городов
|
Бюджет |
Рекламные выходы |
Волгоград (итого) |
9,7 |
-6,1 |
газеты еженедельные |
4,4 |
-3,3 |
журналы ежемесячные |
-2,4 |
-9,5 |
журналы еженедельные |
1,0 |
-6,7 |
рекламные издания |
31,1 |
-6,5 |
Екатеринбург (итого) |
8,0 |
0,3 |
газеты еженедельные |
10,4 |
-1,2 |
журналы еженедельные |
-9,5 |
-6,9 |
рекламные издания |
23,0 |
1,1 |
Н.Новгород (итого) |
8,6 |
8,3 |
газеты ежедневные |
24,4 |
16,5 |
газеты еженедельные |
10,1 |
8,4 |
журналы еженедельные |
-3,9 |
1,3 |
рекламные издания |
19,6 |
8,8 |
Омск (итого) |
-5,6 |
-10,5 |
газеты еженедельные |
19,1 |
81,3 |
журналы ежемесячные |
-30,5 |
-21,3 |
журналы еженедельные |
-0,9 |
-12,3 |
рекламные издания |
-16,8 |
-16,4 |
Ростов (итого) |
5,8 |
20,9 |
газеты ежедневные |
81,1 |
130,5 |
газеты еженедельные |
11,6 |
4,8 |
журналы еженедельные |
-20,8 |
-37,2 |
рекламные издания |
16,7 |
36,9 |
Самара (итого) |
1,3 |
-2,7 |
газеты ежедневные |
0,10 |
-2,67 |
газеты еженедельные |
2,75 |
-4,22 |
журналы ежемесячные |
49,08 |
45,05 |
журналы еженедельные |
12,30 |
-7,06 |
рекламные издания |
-10,09 |
-2,65 |
Челябинск (итого) |
4,8 |
1,7 |
газеты ежедневные |
-1,1 |
49,9 |
газеты еженедельные |
20,1 |
12,1 |
журналы ежемесячные |
-9,3 |
-2,7 |
журналы еженедельные |
7,8 |
-5,9 |
рекламные издания |
-2,7 |
-1,1 |
В целом по всем городам |
4,9 |
0,6 |
В целом общий прирост доходов прессы от рекламы по итогам 4 квартала вырос до 5,0% , тогда как выход рекламы в совокупном приросте остался практически на том же уровне. При этом снижение дохода от рекламы по итогам 4 квартала на себе ощутили в большей степени журналы, падение которых достигло до 3,6%. А вот динамика по газетам, наоборот, улучшилась на 10%, тогда как рекламные издания собрали доход чуть более 7%. Но говорить о преимуществе газет рано, столь высокий показатель обусловлен приростом политической рекламы, а не предпочтением рекламодателями в пользу газет.
Региональная реклама в разрезе сегментов
По расходам на рекламу в 4 квартале 2011 г. на первое место вышла товарная категория «Парфюмерия». Ее прирост составил 231%, чуть меньше выросли «Аудио, видео и фототехника» (195%), «политические организации» (191%) и «одежда и обувь» (185%). Зафиксированы и значительные минусовые динамические показатели. Так, бюджет «Алкогольных напитков и пива» сократился на 17%, а «Услуг сотовой связи» - на 11%. Максимальное падение зафиксировано для категории «Товары для животных» до 25%.
Рекламные бюджеты товарных категорий в региональной прессе
за 4 квартал 2011 г. в % к аналогичному периоду предыдущего года
КАТЕРИГОРИЯ |
% |
Парфюмерия |
231,31 |
Аудио, видео, кино и фототехника |
195,45 |
Политические организации |
191,58 |
Одежда и обувь |
185,44 |
Товары для детей |
117,97 |
Средства связи и оборудование |
101,90 |
Общественные организации |
87,07 |
Услуги в области рекламы и маркетинга |
86,04 |
Часы, ювелирные изделия |
79,61 |
Бытовая химия |
78,12 |
Социальная реклама |
74,47 |
Спортивные товары |
69,10 |
Массовые мероприятия |
64,42 |
Компьютерная техника, периферия |
29,97 |
Услуги страховые |
28,25 |
Медицинское оборудование и материалы |
24,73 |
Кухонные и хозяйственные принадлежности |
21,98 |
Услуги общественного питания |
20,90 |
Транспорт и сопутствующие товары |
17,96 |
Услуги бытовые и сервис |
15,83 |
Строительные материалы |
15,70 |
Галантерея и текстиль |
15,44 |
Услуги в области интернета |
15,07 |
Мебель и предметы интерьера |
14,25 |
Строительство и ремонт |
12,35 |
Растения, товары для сада и огорода |
11,91 |
Услуги финансовые |
11,86 |
Услуги в системе образования и трудоустройства |
11,80 |
Услуги транспортные |
9,21 |
Услуги медицинские |
9,20 |
Товары для организации праздников |
8,84 |
Услуги по охране и безопасности |
8,47 |
Средства массовой информации |
6,15 |
Промышленные материалы |
3,58 |
Услуги по операциям с недвижимостью |
2,31 |
Кондитерские изделия |
1,06 |
другое |
-38,55 |
Региональные рекламодатели
Относительно крупных региональных рекламодателей в 4 квартале можно сказать, что конец года сюрпризов не принес. По данным мониторинга, основными рекламодателями, которые внесли значительный вклад в формирование бюджета в региональной прессе, оказались сфера финансовых услуг, сфера торговли, политические партии, алкогольная продукция, медицина и товары потребительского спроса.
Бюджеты региональных рекламодателей в целом за 4 квартал 2011 г.
Рекламодатель |
бюджет (тыс. руб.) |
доля на рынке |
Волгоград |
|
|
SUNLIGHT |
1640,8 |
1,76% |
ЕЛАТОМСКИЙ ПРИБОРНЫЙ ЗАВОД (ЕЛАМЕД) |
1420,8 |
1,52% |
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ВОЛГОГРАДА |
1032,4 |
1,11% |
ТАМЕРЛАН |
903,8 |
0,97% |
ЕДИНАЯ РОССИЯ |
831,0 |
0,89% |
Екатеринбург |
|
|
УРАЛЬСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ |
3035,4 |
0,85% |
КИРОВСКИЙ |
2787,0 |
0,78% |
КРАСНОЕ & БЕЛОЕ |
2437,0 |
0,68% |
CORTEO FASHION MALL |
2183,1 |
0,61% |
ГАЛЕРЕЯ 11 |
1756,9 |
0,49% |
Нижний Новгород |
|
|
DCK |
1543,9 |
0,87% |
ЕЛАТОМСКИЙ ПРИБОРНЫЙ ЗАВОД (ЕЛАМЕД) |
1306,2 |
0,74% |
ЮПИТЕР |
1299,1 |
0,73% |
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНИЙ НОВГОРОД |
1287,1 |
0,73% |
ДОСТУПНЫЕ ОКНА |
1277,0 |
0,72% |
Омск |
|
|
ЕВРООКНО СТАНДАРТ |
2319,2 |
13,30% |
ЗДОРОВЬЕ |
783,4 |
4,49% |
БАРС |
662,2 |
3,80% |
БАЛЬЗАМ СИБИРСКИЙ |
639,8 |
3,67% |
СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ |
462,3 |
2,65% |
Ростов |
|
|
МАГИСТРАТ-ДОН |
3362,1 |
1,81% |
АЛЬФА-ДОН |
1390,9 |
0,75% |
РОСТСЕЛЬМАШ |
1169,6 |
0,63% |
ЛЕНДЛОРД |
1162,0 |
0,63% |
ДВЕРИВЕЛЛ |
1061,2 |
0,57% |
Самара |
|
|
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА САМАРА |
1708,1 |
0,81% |
ИНРОС |
1396,7 |
0,66% |
ЭНТУЗИАСТ |
1309,4 |
0,62% |
ЕЛАТОМСКИЙ ПРИБОРНЫЙ ЗАВОД (ЕЛАМЕД) |
1257,3 |
0,60% |
САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИЛАРМОНИЯ |
1214,2 |
0,58% |
Челябинск |
|
|
КРАСНОЕ & БЕЛОЕ |
1917,9 |
1,17% |
РИЭЛТ СТРОЙКОМ |
1792,6 |
1,10% |
УРАЛЬСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ |
1424,8 |
0,87% |
КЛАССИКА |
1249,0 |
0,76% |
ЧЕЛИНДБАНК |
1155,7 |
0,71% |
Рекламная группа «Adinpress»
Источник