В 2012 году отечественный рынок прибавит всего 13%, уверены эксперты. Темпы роста российского рекламного рынка в текущем году будут ниже прогнозов конца прошлого года, уверены эксперты агентства ZenithOptimedia. Однако даже при таком раскладе отечественный рынок будет развиваться вдвое быстрее Восточной Европы и почти втрое быстрее, чем общемировой рекламный рынок.
Год замедления
Российский офис ZenithOptimedia (коммуникационная группа VivaKi) скорректировал свой декабрьский прогноз относительно развития отечественного рекламного рынка в 2012 году в сторону небольшого уменьшения - с 14% до 13%.
Предыдущий год был более успешным - по данным АКАР, рост составил 21% по отношению к результатам 2010 года. Эксперты отмечают, что в 2011 году российская экономика продемонстрировала уверенный рост: реальный ВВП вырос на 4,3% (на 0,3% больше, чем предсказывал Росстат ранее), семейное потребление увеличилось на 6,4%.
В 2012 году прогнозируется снижение динамики роста ВВП - до 3,2%. Негативное влияние на российскую экономику может оказать ожидаемая рецессия в зоне евро. Несмотря на то, что потребительский спрос стабилен, темпы роста промышленного производства продолжат падение. Если в 2010 году его рост составил 8,5%, а в 2011 году - 4,7%, то в 2012 он упадет до 4%.
Перспективы роста российской экономики продолжают оставаться зависимыми от международных цен на сырьевые ресурсы, отмечает в своем отчете ZenithOptimedia. В 2011 году средняя цена на нефть марки Brent составила 111 долларов за баррель. По прогнозам, в 2012 году цены будут оставаться относительно высокими, однако несколько ниже, чем в 2011.
Темпы роста рекламного рынка в четвертом квартале 2011 года значительно снизились по причине экономической и политической нестабильности. Нестабильность заставила рекламодателей действовать с осторожностью. В 2012 году, по прогнозам экспертов агентства, рекламный рынок ожидает более скромный рост по сравнению с двумя предыдущими годами.
Интернет-реклама, расходы на которую в прошлом году впервые превзошли затраты на рекламу в прессе и наружной рекламе, продолжит динамичное развитие: ее рост составит 35%. К 2014 году ее доля в общих расходах на рекламу достигнет 24% (в 2008 было 7%, в 2011 - 16%).
Медленнее других будут расти реклама в прессе, на радио и «наружке». Их доли в общем «рекламном пироге» будут снижаться с 15%, 5% и 13% соответственно в 2011 году до 13%, 4% и 11% в 2014.
Объем рекламы в средствах ее распространения в России (млн. рублей, без НДС)
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012* |
|
Телевидение* (в т.ч. кабельно-спутниковое) |
96 400 |
110 800 |
130 744 |
143 818 |
|
Печатные СМИ (газеты, журналы, рекламные издания) |
35 600 |
38 000 |
40 400 |
42 420 |
|
Радио |
9 253 |
10 300 |
11 845 |
12 674 |
|
Наружная реклама |
25 200 |
29 700 |
34 300 |
37 044 |
|
Интернет (в т.ч. контекстная реклама) |
19 133 |
26 800 |
41 800 |
56 430 |
|
Прочие носители (в т.ч. indoor и кинотеатры) |
2 200 |
3 100 |
4 092 |
4 706 |
|
ИТОГО |
187 785 |
218 700 |
263 181 |
297 092 |
Источник: ZenithOptimedia Russia
*- прогноз
Темпы прироста по отношению к предыдущему году (Россия, %)
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012* |
|
Телевидение* (в т.ч. кабельно-спутниковое) |
-18% |
15% |
18% |
10% |
|
Печатные СМИ (газеты, журналы, рекламные издания) |
-44% |
7% |
6% |
5% |
|
Радио |
-29% |
11% |
15% |
7% |
|
Наружная реклама |
-40% |
18% |
15% |
8% |
|
Интернет (в т.ч. контекстная реклама) |
9% |
40% |
56% |
35% |
|
Прочие носители (в т.ч. indoor и кинотеатры) |
-19% |
41% |
32% |
15% |
|
ИТОГО |
-27% |
16% |
20% |
13% |
Мировой позитив
В отличие от российского рынка, ZenithOptimedia повысило свой прогноз по росту глобальных рекламных затрат в 2012 году: по ожиданиям агентства, они вырастут на 4,8% против 4,7% в декабрьском прогнозе и достигнут 489 миллиардов долларов. Рост в 2013 году составит 5,3%, а в 2014 - 6,1%.
Положительные изменения связаны, в первую очередь, со снизившимся риском финансового коллапса в еврозоне, несмотря на ухудшение краткосрочных экономических показателей в регионе. Дополнительный рост рынку в 2012 году обеспечат Олимпийские игры, Чемпионат Европы по футболу и президентские выборы в США.
Рынок Восточной Европы в 2012 году вырастет на 6,5%. Экономическая ситуация в Западной Европе более нестабильна. В этом регионе в 2012 году прогнозируется рост на 1,5%. Североамериканская экономика выглядит гораздо более здоровой. Агентство оценивает рост этого рынка на 3,6% в 2012 году. Азиатско-тихоокеанский регион покажет рост на 7,4%. Самым быстро растущим рынком в 2012 году будет Латинская Америка - на 9,2% относительно прошлого года.
Большую часть роста мирового рынка будут обеспечивать развивающиеся страны. По оценкам ZenithOptimedia, их вклад в рост глобального рынка в 2011-2014 гг. составит более 60%. При этом, вклад в общий рост десяти крупнейших из них составит 49%. Четыре страны БРИК вложат 33% в глобальный рост. Остальные 16% придутся на рынки Индонезии, Аргентины, ЮАР, Южной Кореи, Мексики и Турции.
Страны с наибольшим вкладом в рост мирового рекламного рынка
(2014 к 2011, $млн. по текущему курсу)
Рост объемов |
||
1 |
Китай |
17 158 |
2 |
Россия |
4 138 |
3 |
Бразилия |
3 917 |
4 |
Индонезия |
3 820 |
5 |
Аргентина |
2 281 |
6 |
ЮАР |
2 050 |
7 |
Южная Корея |
1 632 |
8 |
Индия |
1 571 |
9 |
Мексика |
1 339 |
10 |
Турция |
1 167 |
В списке крупнейших рекламных держав в ближайшие два года нас ждут перемены - в 2014 году Китай переместится с третьего на второе место, превзойдя Японию, а Россия, в 2011 году занимавшая 11 место, войдет в топ-10, встав на 9 место.
Крупнейшие рекламные рынки мира ($ млн по текущему курсу)
2011 |
Объем |
2014 |
Объем |
||
1 |
США |
154 129 |
1 |
США |
173 629 |
2 |
Япония |
45 358 |
2 |
Япония |
48 825 |
3 |
Китай |
30 920 |
3 |
Китай |
48 078 |
4 |
Германия |
24 441 |
4 |
Германия |
26 348 |
5 |
Британия |
18 359 |
5 |
Британия |
20 214 |
6 |
Бразилия |
16 012 |
6 |
Бразилия |
19 930 |
7 |
Франция |
12 910 |
7 |
Франция |
13 806 |
8 |
Австралия |
11 417 |
8 |
Австралия |
12 696 |
9 |
Канада |
10 526 |
9 |
Россия |
12 415 |
10 |
Южная Корея |
9 809 |
10 |
Канада |
12 165 |
Расходы на рекламу по регионам мира (основные медиа, $млн. по текущему курсу)
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
С. Америка |
161 706 |
164 655 |
170 662 |
177 224 |
185 794 |
Западная Европа |
100 521 |
101 952 |
103 519 |
106 176 |
109 232 |
Азия/Тихоокеанский рег. |
116 283 |
123 702 |
132 881 |
142 921 |
154 783 |
Центральная/Восточная Европа |
23 464 |
25 349 |
27 003 |
29 451 |
32 363 |
Латинская Америка |
32 469 |
35 614 |
38 874 |
42 066 |
45 707 |
Ближний восток и Африка |
4 881 |
4 155 |
4 198 |
4 313 |
4 412 |
Остальной мир |
10 731 |
11 419 |
12 197 |
13 263 |
14 596 |
Итого |
450 055 |
466 847 |
489 335 |
515 414 |
546 887 |
Изменения по сравнению с предыдущими годами (основные медиа, %)
|
2010 v 09 |
2011 v 10 |
2012 v 11 |
2013 v 12 |
2014 v 13 |
С. Америка |
2,7 |
1,8 |
3,6 |
3,8 |
4,8 |
из них США |
2,3 |
1,6 |
3,6 |
3,8 |
4,8 |
Западная Европа |
5,1 |
1,4 |
1,5 |
2,6 |
2,9 |
Азия/Тихоокеанский рег |
10,7 |
6,4 |
7,4 |
7,6 |
8,3 |
кроме Японии |
19,2 |
11,7 |
9,9 |
10,6 |
11,2 |
Центральная/Восточная Европа |
7,1 |
8,0 |
6,5 |
9,1 |
9,9 |
Латинская Америка |
18,8 |
9,7 |
9,2 |
8,2 |
8,7 |
Ближний восток и Африка |
7,7 |
-14,9 |
1,0 |
2,8 |
2,3 |
Остальной мир |
14,5 |
6,4 |
6,8 |
8,7 |
10,1 |
Итого |
6,8 |
3,7 |
4,8 |
5,3 |
6,1 |
Расходы на рекламу по медиа ($ млн)
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Газеты |
94 871 |
91 742 |
89 953 |
88 946 |
88 480 |
Журналы |
43 643 |
43 003 |
42 137 |
41 741 |
41 674 |
ТВ |
176 820 |
183 681 |
193 660 |
203 444 |
215 298 |
Радио |
32 013 |
32 884 |
33 663 |
34 799 |
35 828 |
Кино |
2 319 |
2 474 |
2 643 |
2 848 |
3 055 |
Outdoor |
29 722 |
31 315 |
32 862 |
34 413 |
36 108 |
Internet |
65 009 |
75 748 |
88 065 |
102 363 |
118 943 |
Итого * |
444 397 |
460 847 |
482 983 |
508 555 |
539 386 |
* Общие цифры ниже, чем в таблице «Расходы на рекламу по регионам мира», так как в некоторых странах мира нет разбивки расходов по медиа.
Доля медиа в общих расходах на рекламу (%)
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Газеты |
21,3 |
19,9 |
18,6 |
17,5 |
16,4 |
Журналы |
9,8 |
9,3 |
8,7 |
8,2 |
7,7 |
ТВ |
39,8 |
39,9 |
40,1 |
40,0 |
39,9 |
Радио |
7,2 |
7,1 |
7,0 |
6,8 |
6,6 |
Кино |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,6 |
0,6 |
Outdoor |
6,7 |
6,8 |
6,8 |
6,8 |
6,7 |
Internet |
14,6 |
16,4 |
18,2 |
20,1 |
22,1 |
Расходы по типам интернет-рекламы ($млн. по курсу 2010 года)
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Банеры |
21 656 |
27 248 |
32 916 |
39 775 |
48 404 |
Classified |
10 868 |
11 673 |
12 686 |
13 733 |
14 950 |
Контекстная |
32 485 |
36 826 |
42 463 |
48 855 |
55 588 |
Итого |
65 009 |
75 748 |
88 065 |
102 363 |
118 943 |
Источник: ZenithOptimedia