Денежные потоки на рекламном рынке Тюмени вскоре будут перераспределены, убеждены владельцы и участники этого бизнеса. В ожидании дележа участков под размещение билбордов и щитов отрасль увязла в судах – такова ситуация в областном центре.
Внешне она понятна. Несмотря на то, что у многих операторов наружной рекламы закончились договоры на аренду земли под конструкции, их установки все еще стоят, владельцы не спешат их демонтировать, тянут время до торгов. Шансы простоять и заработать напоследок имеются. Ведь, по закону о рекламе, щиты теперь можно будет устанавливать на участке, который компания получит в аренду в результате победы в аукционе.
В пользу такой тактики работает негласное правило: власти Тюмени не сносят щиты, с владельцами которых истек срок действия договора. Это и позволяет поддерживать некий статус-кво, что выгодно отличает Тюмень от соседнего Екатеринбурга. Там группа операторов наружки отправила письма на имя прокурора Свердловской области Сергея Охлопкова и губернатора Евгения Куйвашева с просьбой остановить «варварское уничтожение имущества рекламных компаний» - демонтаж рекламных установок, договоры аренды у которых закончились.
«Если договор на аренду участка под рекламную конструкцию закончился, мэрия выдает предписание о ее сносе. Сегодня все операторы предпочитают ничего не делать, тянуть до суда, несмотря на большие штрафы. Это способ переждать переходный период – пока у участников рынка нет понимания, как будут развиваться события на аукционах и после их проведения. Времени же властям критически не хватает – уже нужно проводить аукционы, но мэрия до сих пор не утвердила понятные правила. Во-первых, неизвестно какими лотами будут выставляться земли и кто пойдет на аукционы – только профессиональные операторы или любые структуры, у которых есть деньги. Во-вторых, не утверждена схема размещения установок», - рассказывает один из участников рынка.
Аукционы откладываются по еще одной причине: пока не готовы сами участки. Уже более шести лет в Тюмени длится процесс оформления и придания определённого статуса неразграниченным землям. Таких достаточно много вдоль дорог, где обычно и располагаются рекламные конструкции. Кроме того, для каждого участка необходим паспорт, что означает процесс длительного согласования с газовиками, ГИБДД, Водоканалом ну и, собственно, межевание земли. Как уже писало агентство, раньше это делали сами операторы, теперь обязанность легла на комитет по рекламе.
В самом комитете по рекламе Тюмени заявляют, что все документы у них готовы и переданы на согласование в правовой департамент администрации. Однако от подробных комментариев там отказались.
Вероятно, отличия в сценариях связаны с тем, что Тюмень уже пережила глобальную рекламную зачистку в 2007 году, когда губернаторм был Сергей Собянин. Именно тогда из города исчезли и уродующие город растяжки, и большие щиты в центре. Следом за ушедшим форматом с рынка пропали и мелкие игроки.
Однако сейчас «рекламное поле» областного центра снова ждет перепашка, вследствие которой с него может уйти другая порция участников. Местных и куда более крупных – значительно крупнее ушедших при Собянине. Причина будет экономической: по результатам аукционов им, возможно, не достанется выгодных мест. Между тем тюменским властям сейчас, как никогда, важны стабильность и определённость в этой сфере. На носу выборы в городскую Думу, и к осени со щитами в городе должен быть полный порядок. Местные власти должны понимать, где они могут разместить агитацию.
«Вообще-то у городских властей есть задача – выйти на торги как можно скорее и закончить процесс распределения щитов и билбордов. Все делается в большой спешке, потому что за 5 лет, пока действовали договоры по старым правилам, без аукционов, подготовиться не успели. Такие «сборы впопыхах» могут привести к стагнации рынка. Ну, распределит мэрия участки на скорую руку. А ведь власти не задумываются, что будет потом. Администрация поставит рекламщиков перед фактом – или берите эти лоты, или нет. Договора будут заключены сроком на 5 лет. Но просчитать экономическую отдачу от тех или иных мест наскоро будет сложно.
Это приведет к тому, что кто-то не сможет содержать щиты и бросит их, кто-то станет спекулировать и перепродавать участки. Нужно понимать, что реклама – это эстетика города, подсветка, например, а в результате торгов установки могут получить совершенно случайные люди», - говорит другой сведущий в тонкостях бизнеса рекламист.
По логике вещей, ожидающийся рекламный коллапс, в преддверии выборов в Гордуму должен «напрягать» как мэрию Тюмени, так и заинтересованных в правильных результатах в администрации региона. Но мэрия хладнокровна, у мэрии, очевидно, есть козырь. Причем такой, что способен перебить даже крупных федеральных игроков, вроде News Outdoor или Gallery, занимающих на двоих менее 19 % рынка.
«Почему столь мизерны объемы? Возможно, гиганты еще не дошли до Западной Сибири», - отмечает собеседник. Он же предполагает другую причину – нет места. «Во многих городах-миллионниках есть опасность захвата рынка крупными федеральными сетями с большим капиталом. У нас же риски другие – появление монополиста в отрасли. «Деловой мир», благодаря административному ресурсу, получит преференции - влияние на формирование лотов, информацию об условиях аукционов. Полагаю, именно он возьмет на себя выгодную рекламу в центре. В то же время отдалённые от местной власти рекламщики просто обанкротятся», - заключает эксперт.
Дело в том, что в Тюмени более 40% рынка сегодня контролируется рекламной компанией «Деловой мир», близкой к бывшему заместителю главы Тюмени Сергею Роженцеву. По данным базы ЕГРЮЛ, одна из владелиц структуры – Роженцева Антонина. Наблюдатели не сомневаются, что именно эта компания подберет невостребованные и нерентабельные билборды. Вполне вероятно, именно так будут убиты два зайца: в «горячий» сезон рекламные площади заполнятся правильной политической рекламой, а в город не зайдут крупные игроки, заинтересованные в получении прибыли невзирая на политические пристрастия местных властей.
Юлия Фролова, © «URA.Ru»